Среда, 12.12.2018, 14:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Учитель математики Курова Л.Г.

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Индивидуально-групповое обучение как средство самообразования школьников

Индивидуально-групповое обучение

как средство самообразования школьников

Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие о воспитании, третьи – о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитии. Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, пробрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.

Задачи инновационного развития страны, стоящие перед современной Россией, выдвигают образование в один из общенациональных приоритетов. Без построения модели образования, ориентированной на формирование умения учиться, готовности к саморазвитию, страна не сможет занять достойное место в мировом сообществе.

Сегодня коренным образом изменяются представления о фундаментальности образования. Объем научной информации стремительно возрастает. Поэтому сколь бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, если у него не будет сформирована ценность и способность к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Истинное усвоение знаний не сводится к простому запоминанию, оно возможно только при условии самостоятельной работы по переработке информации, которую лучше начинать уже в процессе накопления этой информации.

Преимущество самообразования от традиционной схемы (учитель - ученик — учебник: учитель объясняет, ученик слушает, дома читает учебник, запоминает информацию) заключается в том, что учащиеся самостоятельно отбирают нужную информацию, используя рекомендованную литературу, критически ее осмысливают, учатся использовать добытую информацию для дальнейшего обучения. Благодаря активному личному участию в учебном процессе, у школьников повышается интерес к учебе, формируются аналитический и критический подходы к информации, укрепляется вера в собственные силы, в способность самостоятельно решать жизненные проблемы. Именно самообразование способно осуществить развитие личности, готовой не только усваивать и не только внедрять все новое, но и творить его. При самообразовании меняется схема получения знаний: учитель - ученик — учебник на схему: ученик - учебник — учитель. Новая схема приучает школьников к ежедневному труду, самостоятельности, творчеству.

Используя в своей работе технологию деятельностного метода обучения «Школа 2000...» при планировании уроков открытия нового знания, где одним из этапов является создание затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося, где важно, чтобы каждый ученик эмоционально пережил возникшее затруднение, заметила, что большинство учеников ( но не все) стали заранее готовиться к уроку открытия нового знания. С одной стороны это радовало - у большинства учащихся повысилась мотивация к изучению нового материала, с другой стороны столкнулась с проблемой разной готовности учеников к уроку.

В результате анализа сложившейся ситуации пришла идея использования схемы: ученик - учебник — учитель. Ученик получает домашнее задание в виде системы вопросов (индивидуальный лист обучения), ответы на которые помогают ему разобраться с новым материалом, дома с посильной ему скоростью самостоятельно работает с рекомендуемой литературой, отвечает на поставленные вопросы письменно.

Индивидуальный лист обучения составляется с учетом возрастных особенностей учеников и включает в себя:

  • задания на формирование способности перевода словестной математической информации на знаково-символический язык, язык схем графиков и наоборот;

  • задания на выделение признаков усваиваемых понятий;

  • задания на прояснение значений некоторых слов;

  • задания на включение данного понятия в систему связей с другими понятиями;

  • задания на развитие мыслительной деятельности, самостоятельности в суждениях, элементов творческого подхода.

На уроке домашнее задание обсуждается в группах, ликвидируются пробелы в знаниях, учитель углубляет и расширяет знания по теме, оказывает помощь конкретному ученику.

На уроках ребята очень активны, каждому интересно узнать, правильно ли он дома понял материал. При разных ответах на вопросы возникают дискуссии, ученики с уверенностью доказывают свою правоту.

Меняется урок, меняется его структура, уже не ученик приспосабливается к традиционной образовательной системе, а образовательная система адаптируется к уровням и особенностям развития и подготовки школьников. Помимо образовательной, воспитательной и развивающей функций, все большее значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции.

Самообразовательная функция урока связана с вооружением учащихся методами изучения основ науки, умениями наблюдать, овладевать приемами самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой.

Стимулирующая функция способствует формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждает школьников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять свои знания.

При коллективной форме работы самообразовательная и стимулирующая функции урока занимают лидирующие позиции. За счет организации коллективного познавательного процесса происходит интенсификация учебного процесса, повышается производительность труда школьников, их самостоятельность и познавательная активность.

Коллективный способ обучения включает в себя несколько организационных форм: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. В основе коллективного способа обучения лежат следующие принципы:

  • ориентация на высокие конечные результаты;

  • непрерывная передача друг другу полученных знаний;

  • сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

  • дифференцированный подход: каждый работает согласно своим возможностям и способностям.

При организации учебного процесса использую следующие виды групповой работы (по В.А. Сластенину):

- бригадные (деятельность учеников организуется для выполнения определенных заданий);

  • звеньевые (организуется учебная деятельность постоянных групп учащихся);

  • парные (организуются группы для освоения нового материала, контроля знаний).

Групповая работа по содержанию знаний может быть:

  • однородной (единое содержание групповой работы);

  • дифференцированной (различные задания у каждой группы);

  • комбинированной (как одинаковые, так и различные задания).

По составу групповую работу подразделяю на:

  • работу в малых группах постоянного состава;

  • работу в малых группах переменного состава.

Групповая работа включает в себя следующие обязательные элементы:

  • постановку и осмысление цели ( общегрупповое задание);

  • выполнение индивидуального задания каждым учеником группы в соответствии с общей целью;

  • взаимную проверку результатов каждого, помощь и объяснение друг другу возникающих трудностей;

  • совместное формулирование вывода на основе обобщения результатов, полученных каждым членом группы;

  • соотношение вывода с поставленной в начале работы целью.

В ходе группового обучения учебно-познавательная деятельность каждого школьника осуществляется при постоянном взаимодействии с другими членами группы. Перед каждым школьником стоит задача не только сделать что-то вместе. А познать что-то новое вместе, при этом вся команда должна знать, чего достиг в совместной работе каждый ее участник. При групповой форме работы происходит осознанное и прочное усвоение учащимися учебного материала, повышается объективность в оценке себя и других.

Данная методика индивидуально-группового обучения помогает воплотить элементы самообразования в школе, позволяет научить учеников работать с текстом, выделять главное, осмысливать математические понятия, наладить обратную связь с каждым учеником, что дает возможность оказывать им своевременную помощь.

Хочется подчеркнуть, что применение методики индивидуально-группового обучения нисколько не принижает роль учителя в учебном процессе. За учителем сохраняется общее руководство процессом обучения, регулятивная функция. То, что учитель на деле становится наставником и консультантом ученика в его самостоятельной учебной работе, поистине трудно переоценить. Ведь тем самым педагог оказывает учащемуся необходимую помощь в становлении его как самодостаточной, готовой сполна применять свои способности для творческого созидания личности.

Работая по методике индивидуально - группового обучения четвертый год, могу судить об эффективности данного способа организации учебного процесса. Изменилось отношение многих учащихся к учебе, ребятам нравится приходить на урок готовыми, не просто бездумно прочитывать параграф учебника, а выискивать в нем нужные ответы, участвовать в обсуждении ответов на вопросы, не просто по шаблону выполнять задание, а придумывать или находить оригинальные способы решения.

Список литературы.

  1. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

  2. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: научно-практическое пособие для учителей. методистов, руководителей учебных заведений, студентов педагогических заведений, слушателей ИПК.- Ростов на Дону: Издательство «Учитель», 2007.

  3. О совершенствовании методов обучения математике. Пособие для учителя. Сборник статей. Составитель Крамор В.С. – М. Просвещение, 1978.

  4. Самообразование детей в школе: новаторская методика/ Левин Э.А., Прокофьева О.И.- Ростов на Дону: Феникс, 2008.

  5. Чередов И.М., Формы учебной работы в средней школе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: VeDaN (07.08.2014)
Просмотров: 1048 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск