Организация диагностики и контроля знаний учащихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по математике
Результаты государственной итоговой аттестации выпускников в форме ОГЭ и ЕГЭ во многом зависят от предварительной подготовки к этому ответственному периоду.
Можно выделить следующие составляющие готовности учащихся к сдаче экзаменов:
- информационная готовность (знания о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность (качество подготовки по определенному предмету, умение выполнять задания КИМов);
- психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и использование возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Для выявления уровня предметной готовности учащихся и успешной подготовки к государственной итоговой аттестации, необходимо осуществлять мониторинг, позволяющий отслеживать изменения в динамике, основная цель которого не функция контроля, а функция слежения.
В своей работе мы используем 3 вида диагностики:
- диагностика уровня обучаемости;
- диагностика уровня усвоения учебного материала;
- диагностика уровня фактической обученности.
Диагностика уровня обучаемости.
Обучаемость – индивидуальные показатели качества и скорости усвоения знаний, умений в процессе обучения. В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь).
Выделяются следующие уровни обучаемости:
Творческий (учащиеся имеют высокую работоспособность, испытывают потребность в умственном труде, обладают умениями конструировать материал, умеют аргументировано доказывать свою точку зрения, свободно внедряют новые знания в систему уже сложившихся знаний, предлагают новые выводы, оригинальны в мышлении, умеют ассоциировать аналогичные связи, обладают большим словарным запасом).
Продуктивный (учащиеся осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности, легко составляют план последовательности действий, находят новые приемы решения проблемы, умеют выбрать оптимальные пути решения, моделируют ход суждения).
Репродуктивно-творческий (учащиеся умеют делать простые обобщения, сцеплять простые выводы в более сложные, овладевают материалом в том объеме, который имеется в учебнике, не внося нового; учебные задания первоначально выполняют на уровне копирования, в процессе закрепления проявляют догадливость, сообразительность, но проявить собственное отношение к фактам не могут, предпринимают попытку открыть новое знание; принимают участие в решении проблемы, но самостоятельно преобразовать её не могут, умеют работать с несколькими информационными источниками).
Данная диагностика проводится следующими методами обучения:
индивидуальные задания, различные формы творческих заданий, типовые задания, выполнение заданий по образцу, самостоятельные задания, дифференцированные виды заданий.
|