Пятница, 29.03.2024, 14:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Учитель математики Курова Л.Г.

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

О предназначении математики
[ Скачать с сервера (21.5 Kb) ] 23.08.2016, 18:40

Курова Людмила Геннадьевна, учитель математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Образовательный комплекс «Лицей№3»

 

О предназначении математики

Кто не знает математики,

не может узнать никакой другой науки

и даже не может обнаружить своего невежества».

Роджер Бэкон (английский философ, 1267 год)

Задача школы – вооружить учащихся знаниями, а задача учеников – понять, зачем ему эти знания нужны.

Урок, контрольная работа, тихо так, что слышу дыхание учеников... и вдруг голос отчаяния: «Ну, зачем нужна эта математика?» Я в недоумении «У Алеши что-то не получается и сразу, математика виновата».

Но заданный вопрос не идет из головы, зачем и кому нужна математика.

Андрей Николаевич Колмогоров, один из величайших русских ученых, выступая в 1958 году перед выпускниками МГУ, сказал, что каждый человек принадлежит многим сферам. Назову три из них. Это все человечество, это отечество и это сам человек, дитя человеческое и дитя своего отечества. Математика необходима всем трем сферам.

Математика, в переводе с греческого – означает познание. Что же может дать математика личности? Математика может одарить человека бесценным достоянием – интеллектуальной свободой. Мышление, понимание сути дела, умение достигать точно поставленных целей – те черты человеческой личности, которые необходимы в любом созидании, лучше всего постигаются через математику. Но заглянем в прошлое.

Вопрос о том, какую роль играет математика в формировании личности, столь древен, как и первые теоретические попытки его осмысления. О том, как воздействует на человека удивительный мир математики, существуют самые разнообразные суждения.

Античные мыслители рассматривали математику как норму гуманитарной культуры, в средние века, в эпоху Возрождения особенно ценилось искусство аргументированной речи, как важнейшей формы проявления индивидуальности: «Никакое человеческое исследование не может быть названо истиной, если оно не проходит через математическое доказательство», - писал Леонардо да Винчи. И в этом смысле занятия математикой представлялись особенно необходимыми для совершенствования логики языка и рассуждений. Особенность эпохи просвещения состояла не только в том, что был открыт интеллектуалистический характер математики: «Математику затем учить следует, что она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов), но и в том, что теоретики классицизма рассматривали математическое образование в одном смысловом поле с культурой, духовностью, моралью.

Понимание разностороннего воздействия математики на развитие человека, воспитания не только интеллектуальной, но и нравственно – эстетической сферы его личности, отчетливо прослеживается в таких высказываниях деятелей науки, литературы и искусства, как: «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии» (Н. Е. Жуковский), «Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии» (А. С. Пушкин), «В огромном саду геометрии каждый сможет подобрать букет по вкусу» (Д. Гильберт). «Математика преследует троякую цель. Она должна давать орудие для изучения природы. Но это еще не все: она преследует цель философскую, и – я решаюсь сказать – эстетическую» (А. Пуанкаре), «Математика владеет не только истиной, но и красотой – красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойственно лишь величайшим образцам искусства» (Б. Рассел).

История дает немало подтверждений тому, что многие видные ученые и деятели искусства эффективно совмещали в одном лице занятия математикой и художественным творчеством. Примеров много: Омар Хайям, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, С. В. Ковалевская, Л. Кэролл, А. Н. Колмогоров и другие. Многие из них расценивали математику как «гимнастику ума», тренировку его способности рождать фантазии, находить новые связи и ассоциации.

Мне кажется, что предназначение математики в том, чтобы возбудить в человеке интерес к самому себе, как к мыслящей личности, умеющей логически мыслить, оценивать, сопоставлять, делать выводы.

Не меньшая заслуга математики состоит и в том, что она является весьма действенным инструментом к самопознанию человеческого разума. В самом деле, математика позволяет человеку увидеть и принять то, что на самом деле существует, но не дано человеку видеть и понять, опираясь на органы чувств, житейскую практику. Она дает возможность заглянуть внутрь себя, в свой собственный опыт путем анализа того, как человек думал, рассуждал, решил, построил.

Занятия математикой действуют не на одну какую-нибудь человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Математика не просто преследует цель научить складывать дроби, вычислять производную, она формирует саму систему интеллектуальных, нравственных установок, действие которых проявится рано или поздно. Общекультурная ценность конкретного учебного материала в курсе математики определяется не сиюминутной прагматической задачей: решить, вычислить, доказать, построить, а тем, насколько он объективно способен взывать к жизни, актуализировать все высшие духовные силы и способности человека.

Современное математическое образование должно включать в себя содержательный, эстетический, психологический, мировоззренческий и прагматический аспекты. Оно должно способствовать тому, чтобы каждый человек: освоил навыки алгоритмического и логического мышления; развил воображение и интуицию; овладел математическими знаниями, необходимыми для ориентации в окружающем мире; осознал этические принципы человеческого общежития; развил в себе эстетическое восприятие мира, познал радость творческого труда.

Исследования психологов показывают, что творческой деятельности в области математики весьма сильно способствует развитое чувство красоты и образное мышление. О том, что образное мышление в математике играет весомую роль, свидетельствует широкое использование в этой науке таких терминов – метафор, как «седловидная поверхность», «поле», «гипербола», «корень», «луч» и др. Чувство красоты в математике может быть как самостоятельно существующим (золотое сечение, магические квадраты, рисунки Эшера), так и органически связанным и объединенным с другими чувствами, вызванными оригинальными идеями, приемами решения.

В рамках развивающего математического образования имеет смысл говорить о математическом творчестве, поскольку, как писал Пуанкаре А., «Математика дает возможность для всестороннего развития личности, ибо механизм математического творчества не отличается существенным образом от механизма, какого бы то ни было иного творчества. Все виды творчества развиваются по одинаковой схеме на основе интуиции и чувства гармонии. Математическое же творчество от всех других отличается лишь тем, что: выдвинутая на основе интуиции гипотеза, доказывается логически. В реальном же творческом процессе интуиция и логика взаимодействуют, дополняя одна другую. И по силе этого взаимодействия с математикой не может сравниться ни один школьный предмет!

Поэтому, когда школьники спрашивают: «Зачем учить математику, решать трудные задачи?», я отвечаю: «Затем, что в глубине души у каждого человека живет тайная надежда познать свой внутренний мир, совершенствовать себя и быть может, изменить в лучшую сторону окружающую нас действительность.

У каждого времени свой путь к познанию. У нашего – личностный, творческий. Школьники хотят учиться, но на демократической основе и это желание я всецело поддерживаю. Ведь ребенок – главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип, моя педагогическая философия – очень осторожно и бережно помочь ученику раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности.

 

Список использованных источников.

1. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики – 4-е изд. - М.: Наука,1985.

2. Глейзер Г.И. История математики в школе : 9-10 кл.  Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1986.

3.Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика/ Сост. В. И. Мишин. -М.,1987.

4. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. Под ред. С. И. Шварцбурда. М., «Просвещение»,1977.-288с.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: VeDaN
Просмотров: 364 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск